4 марта – последний соревновательный день чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Смоленской области 2021. В этот день участники, соревнующиеся в компетенции «Преподавание в младших классах», выполняют задание всего одного модуля: модуля С. Подготовка и проведения обучающего интерактива для родителей.
В рамках этого модуля необходимо определить в соответствии с заданной темой проблему, актуальную для класса (а еще лучше – для возрастной группы младших школьников в целом), подготовить материалы, которые позволят родителям, взаимодействуя друг с другом, найти возможные решения обнаруженной проблемы и провести родительское собрание с волонтерами. В этом году участники готовили родительское собрание на тему «Как помочь ребенку во время дистанционного обучения?».
Для молодого учителя проведение родительского собрания, наверное, одна из самых сложных задач. И это обусловлено не только недостаточным опытом (уроков студент выпускной группы колледжа в среднем к моменту начала чемпионата уже успел провести, в той или иной форме, не меньше 20, а родительское собрание едва ли больше двух раз), но и возрастом (начинающий учитель, как правило, значительно младше родителей своих учеников). Тем не менее, профессиональный педагог, благодаря образованию и возможности видеть детей в иной обстановке, чем родители, может ответить на вопросы, на которые родители без него ответить не смогут.
Участники использовали самые разнообразные формы организации взаимодействия и педагогического просвещения родителей: и инсценирование ситуаций, и элементы тренинговых форм, и колесо успеха, и маркерный тест, и многое другое. Эксперты особо отметили умение одной из участниц, Алины Андреевны Максимчук (СОГБПОУ «Гагаринский многопрофильный колледж») свободно и профессионально грамотно реагировать на незапланированный диалог, давая тактичный педагогический комментарий реплике родителя. В целом все участницы продемонстрировали умение видеть педагогические проблемы и готовность обсуждать их с родителями.
После обеда и обсуждения результатов выполнения последнего конкурсного задания состоялся брифинг. На нем Главный эксперт на площадке «Преподавание в младших классах», Марина Николаевна Павлова, отметила лучшие качества, проявленные в дни чемпионата каждым из участников и их экспертов-компатриотов. Беседу подхватили все присутствующие на брифинге. Анастасия Юрьевна Власова выразила благодарность за то, что во время таких соревнований учатся не только участники, но и их компатриоты.
Действительно, хочется отметить каждого участника чемпионата, прошедшего все испытания. Юлия Александровна Мешкова, самая юная участница чемпионата, восхитила тем, что выступала наравне с участницами выпускных групп, хотя, будучи единственной студенткой предвыпускной группы, имеет значительно меньший профессиональный опыт. Юлия Александровна проявила характер, когда за сорок минут до окончания времени на подготовку оказалось, что материалы, которые она размещала на сайте, не сохранились, и восстановила все сделанное, уложившись в отведенное время. Ольга Сергеевна Шалдова – самая опытная участница из гостей чемпионата. В прошлом году она принимала участие в региональном этапе олимпиаде профессионального мастерства по УГС 44.00.00. Алина Андреевна Максимчук запомнилась как учитель, обладающий прекрасным эстетическим чутьем и умеющий создать самую доброжелательную атмосферу, благодаря своей способности видеть и в учениках, и в родителях прежде всего людей. Анна Александровна Парфенова проявила на чемпионате и характер, и креативность, и невероятную самокритичность. Надежда Алексеевна Голубкова создала практически идеальную технологическую карту урока, продемонстрировав высокий уровень методической грамотности. Для Анны Александровны и Надежды Алексеевны подготовка к чемпионату началась с подготовки к демонстрационному экзамену, который они успешно сдали в декабре 2020 года. Татьяна Михайловна Козлова присоединилась к подготовке позже, во время отборочного тура соревнований. Из всех участниц она единственная представительница специальности не «Преподавание в начальных классах», а «Коррекционная педагогика в начальном образовании». Татьяна Михайловна продемонстрировала системность и структурированность мышления и подготовила наиболее глубоко продуманную дорожную карту проекта, благодаря которой удалось при проведении фрагмента внеурочного занятия организовать увлекательную исследовательскую деятельность младших школьников.
Эксперты сердечно благодарили друг друга за теплую атмосферу и состоявшийся во время чемпионата обмен опытом. Конечно, все устали, но расставаться не спешили.
После подписания последних протоколов участники чемпионата продолжили общение в неформальной обстановке.
Так закончились соревновательные дни. Впереди – закрытие чемпионата и волнующая процедура объявления результатов и вручения призов победителям. Позади – запоминающиеся дни, насыщенные эмоциями, открытиями, общением и бесконечной радостью узнавания любимой профессии с новых сторон.