В 1986 году была принята преподавателем методики изобразительной деятельности и трудового обучения в Смоленский педагогический колледж, где 30 лет растила молодых специалистов для начальной школы и детского сада. Её воспитанники работают не только на территории нашего региона, но и далеко за его пределами.
Будучи сама высоко эрудированным, грамотным профессионалом, трепетно относящимся к своей работе, Елена Александровна всю свою жизнь продолжала повышать свою квалификацию.
«Базовые техники нейро-лингвистического программирования», «Организация учебно-методической деятельности преподавания в свете нового закона «Об образовании в Российской Федерации», «Вольдорфская педагогика и Инклюзивное образование» – далеко неполный перечень проблем, которыми занимался педагог. Написанные ею рабочие программы по дисциплинам и МДК: «Изобразительное искусство и его методика преподавания», «Православная архитектура и зодчество», «Живопись», «Композиция», «Теория и методика художественного развития и образования» и другие – позволили Елене Александровне строить уроки с применением современных методик и технологий. Студенты с интересом бежали на её занятия, а с них выходили одухотворённые, с огромным желанием быть похожими на своего учителя.
Настоящей методической копилкой для учебного заведения стали учебно-методические комплексы, созданные Пугачевой Е.А.: уроки на пленере, в музее, на выставках. Постоянно находясь в поиске, Елена Александровна не только студентам помогала в их первых изысканиях, но и сама постоянно принимала участие в научно-практических конференциях разного уровня, по итогам которых выходили сборники статей, среди них и работы Елены Александровны: «Народное искусство: прошлое и настоящее», «Начальная школа в условиях модернизации образования», «Особые дети – особая педагогика», «Некоторые аспекты изучения личности ребёнка через цвет», Развитие творческой активности будущих учителей в процессе изучения национальной культуры», «Методика работы с проблемными детьми» и другие. Она в числе первых начала в колледже подготовку студентов с ограниченными возможностями здоровья. Искусство профессионального общения позволили педагогу завоевать любовь и уважение и этих детей, а уроки сделать для них не только интересными, но наполненными творчеством, пониманием «Я тоже могу сделать что-то полезное», «Я не зря живу на земле».
У Елены Александровны хватало сил и сердечной теплоты для своих самых маленьких воспитанников, каковыми являются дети 4-6 лет, посещающие художественную студию «Юндик». Да и не только они: не один десяток лет она проработала в Центре подготовки детей к школе, помогая через карандаш и краски преодолеть страхи, неуверенность в себе, другие психологические проблемы. Как же дети стремились скорее попасть на урок к своему учителю! А ведь их не обманешь и любить не заставишь.
Нет, я не плачу, и не рыдаю –
я с нежным чувством урок ваш покидаю.
Как жаль, что до меня уже сказал Эйнштейн:
Все относительно в природе.
Верь, не верь, но как все просто
И как серьезно.
Я покидаю вас, но мы не расстаёмся:
Со мною ваш талант
И ваш душевный шарм.
Я эту песню посвящаю вам, Елена Александровна!
Дай вам Бог и дальше жизни без покоя
И того, о чем заботитесь, – здоровья!
Вспоминайте нас хотя бы иногда,
Улыбайтесь. И минует вас беда!