14 апреля в Базовой профессиональной образовательной организации Смоленской области – Смоленском педагогическом колледже – состоялась деловая программа чемпионата «Абилимпикс» Смоленской области.
Ключевыми событиями деловой программы стали Всероссийская научно-практическая конференция «Доступная среда: педагогика наставничества» и Всероссийский круглый стол «Навигация жизненных траекторий лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: технологии, методы, приемы».
С приветственным словом к участникам деловой программы обратились Марина Александровна Иваненкова, начальник отдела профессионального образования и науки Департамента Смоленской области по образованию и науке, и Нина Леоновна Полторацкая, директор ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж» и Наталья Александровна Михайлова, уполномоченный по правам ребёнка в Смоленской области.
Перечислим доклады конференции и круглого стола.
Фокус проблемного поля конференции: доступная среда как комплексное инклюзивное решение. Мария Николаевна Дятлова, начальник центра научно-методического сопровождения программ профессионального образования ГАУ ДПО СОИРО, Галина Анатольевна Репина, кандидат педагогических наук, доцент, методист ЦРД-Абилимпикс.
К вопросу о создании доступной среды. Наталья Викторовна Бибикова, руководитель региональных проектов отдела инклюзивного образования группы компаний «Исток-аудио».
Обеспечение доступности реабилитационных услуг для детей-инвалидов» (из опыта работы социальной службы «Микрореабилитационный центр «Развитие»). Светлана Алексеевна Новикова, директор, СОГБУ «Центр «Вишенки».
Барьеры психической деятельности у детей с ОВС как мишени коррекционной работы. Елена Ивановна Пульмановская, педагог-психолог СОГБОУ «Прогимназия «Полянка».
Развивающая среда как фактор развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве. Наталья Михайловна Фараонова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, СОГБДОУ «Центр диагностики и консультирования».
Из истории развития специальной помощи детям-инвалидам в Смоленском регионе. Елена Викторовна Крылова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет».
Создание в образовательных организациях доступной среды для лиц с инвалидностью и ОВЗ. Маргарита Александровна Злакоманова, заместитель директора МБОУ «Средняя школа №2 г. Смоленска».
Профессиональные пробы для лиц с инвалидностью и ОВЗ как опыт развития доступного профессионального обучения. Полина Алексеевна Ягудина, методист ЦРД-Абилимпикс Смоленской области, Елена Алексеевна Чигирова, преподаватель ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж».
Региональная инновационная площадка по образовательной инклюзии как средство обеспечения доступного профессионального образования Нина Леоновна. Полторацкая, кандидат педагогических наук, директор ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж», Константин Олегович Веселовский, заместитель директора ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж», руководитель ЦРД «Абилимпикс» и БПОО Смоленской области.
Год педагога и наставника – стимул для развития доступного образовательного пространства региона. Елена Николаевна Ильющенкова, заместитель директора ОГБПОУ, «Смоленский педагогический колледж» по научно-методической работе, Галина Анатольевна Репина, кандидат педагогических наук, доцент, методист ЦРД-Абилимпикс Смоленской области.
Инструментарий доступности: кондуктивное наставничество. Анастасия Сергеевна Кушнеревская, учитель-дефектолог БПОО Смоленской области, Елена Владимировна Касатикова, методист БПОО Смоленской области.
Бинарный урок как доступное средство мотивации лиц с инвалидностью и ОВЗ к получению аттестата. Валентина Геннадьевна Иванова, методист ЦРД «Абилимпикс» Смоленской области, Наталья Геннадьевна Борькина, преподаватель ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж».
Архитектурная и образовательная доступность культурного наследия музея «Смоленская крепость»: включённое наставничество. Сергей Александрович Пиляк, директор ФГБУК «Государственный музей «Смоленская крепость», Ирина Викторовна Пашкова, методист ФГБУК «Государственный музей «Смоленская крепость».
Организация работы обучающихся школ с ограниченными возможностями здоровья. Методы и приёмы работы с обучающимся с РАС в условиях домашнего обучения. Ирина Анатольевна Чепелева, учитель начальных классов, МБОУ Катынская СШ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Катынская средняя школа Смоленского района Смоленской области.
Волонтерская деятельность студентов СмолГУ с детьми с ОВЗ (из опыта работы). Софья Дмитриевна Родионенкова, Дарья Петровна Парамонова, студенты 3 курса СмолГУ, обучающиеся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия». Руководитель Елена Викторовна Крылова, доцент ФГБОУ ВО «Смоленский государственный университет», преподаватель ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж».
Семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особенности психолого-логопедического консультирования в общеобразовательной школе. Татьяна Алексеевна Осипова, учитель-логопед, МБОУ «Средняя школа № 28 г. Смоленска».
Интегрированная летняя площадка для детей с РАС и их сверстников. Светлана Александровна Коровкина, учитель, заведующий отделением образовательной деятельности, СОГБУ «Центр «Вишенки».
Инклюзивное наставничество: от пандуса до учебных мини-фирм. Андрей Анатольевич Зотов, технический специалист БПОО Смоленской области, Галина Анатольевна Репина, методист ЦРД «Абилимпикс» Смоленской области.
К вопросу о доступности образовательной среды. Наталья Алексеевна Новикова, педагог-психолог ОГБПОУ «Смоленский базовый медицинский колледж им. К.С. Константиновой».
Активное участие в деловой программе приняли регионы Российской Федерации: г. Санкт-Петербург, Архангельская область, Брянская область, Воронежская область, Ростовская область, Ярославская область, Республика Коми, Республика Татарстан, Чувашская Республика и другие. В формате свободного микрофона коллеги дали отзывы в чат и выступили с оценочными репликами.
В этот же день в рамках деловой программы на базе ГАУ ДПО СОИРО были организованы диалоговые площадки «Организация работы с воспитанниками ДОУ с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья: планы-конспекты, описания медийных практик, проекты инклюзивных взаимодействий» и «Приемы работы с детьми инклюзивного обучения в условиях общеобразовательной школы», на которых в очном формате выступили 19 докладчиков.
В БПОО Смоленской области была организована работа мобильного центра занятости по профессиональной ориентации и социальной адаптации лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и центра «Мой бизнес». Были рассмотрены вопросы формы профориентации, формы социальной адаптации, актуальные вакансии для лиц с инвалидностью и ОВЗ, программы переобучения (переквалификации), модели адаптированного трудоустройства, обсуждена проблема: «Предпринимательство – как способ профессиональной реализации для лиц с инвалидностью и ОВЗ».
По деловой программе от регионов получено 27 отзывов, позволяющих уточнить фокус событий и переформулировать их научно-методические задачи в контексте межрегионального сотрудничества.
Отрадно, что к деловой программе подключились все профессиональные образовательные организации, подведомственные Департаменту Смоленской области по образованию и науке, общий контекст их отзывов – готовы использовать методические приемы, описанные и продемонстрированные докладчиками. Востребованными оказались также он-лайн консультации и обзор материалов по Всероссийским инклюзивным конференциям, работе региональной инновационной площадки в формате свободного размышления.
Общий охват аудитории слушателей деловой программы из Смоленска, Смоленской области, Архангельской области, Брянской области, Воронежской области, Калининградской области, Ростовской области, Оренбургской области, Республики Коми, города Санкт-Петербурга, Тамбовской области, Тверской области, Тюменской области, Чувашской Республики и других регионов РФ – 723 человека.